Очевидно,
эту истину в Правительстве Москвы понимают. Начавшаяся
в 1998 г. программа по благоустройству дворовых территорий
«Мой двор. Мой подъезд» вначале была рассчитана на
два года, но затем — ввиду масштабности задачи — продлена
до 2003 г. Думаю, сегодня никто не осмелится утверждать,
что никаких ее результатов в городе не заметно. Московские
дворы похорошели, стали чище, уютнее, удобнее для
людей. Интересно проследить, как со временем программа
развивалась и расширялась. Не секрет, что первое время
подход к благоустройству грешил формализмом и, так
сказать, минимализмом: наверное, многие помнят «показушные
ремонты» подъездов, которые зачастую сводились к окраске
стен и потолка лишь на первом этаже, а покраска убогих
железяк, торчащих во дворе, давала повод говорить
о благоустройстве двора. Кстати, районные власти,
на себе испытавшие истинность слов «чем делать плохо,
лучше не делать совсем», вынуждены снова возвращаться
в эти, якобы уже благоустроенные в 1998—1999 гг.,
дворы и проводить там работы «по полной программе».
Сейчас к благоустройству
дворовых территорий в Москве подходят основательно
— комплексно. Если уж двор включен в план благоустройства,
рабочие не уйдут из него, пока не выполнят весь объем
работ: отремонтируют или установят детскую (спортивную)
площадку, восстановят газоны, сделают их ограждение,
приведут в порядок контейнерную площадку, поставят
лавочки, урны, произведут озеленение, отремонтируют
асфальтовое покрытие, установят бордюрный камень,
упорядочат «ракушки», по возможности — расширят проезд
для машин, сделают «гостевые карманы», устроят мини-стоянку
для личного автотранспорта жителей.
Нередко работы
по благоустройству двора становятся поводом для конфликта
между различными группами жителей, чаще всего — между
сторонниками и противниками расширения проезжей части
и устройства гостевых карманов (оно происходит за
счет газона), иначе говоря, между автовладельцами
и пешеходами. Иногда недовольство жителей принимает
крайние формы: например, людям не нравится, что во
дворе появилась хорошая детская площадка — здесь собираются
дети из окрестных дворов, а значит, становится более
шумно. Или жители просят снести установленные лавочки
— ведь на них до ночи «тусуется» молодежь. Жалуются
даже на то, что... отремонтировали асфальт во дворе:
мол, по буграм и ямам машины ехали тихонько, а теперь
летают, как по проспекту. Что тут скажешь...
Можно только напомнить,
что истина познается в сравнении. Москвичи за годы
мэрства Лужкова привыкли к позитивным изменениям —
и в своем районе, и в городе в целом. Без новой, расширенной
и реконструированной кольцевой дороги город уже нельзя
представить. А недавний пожар и временное прекращение
движения на участке третьего транспортного кольца
доказали, насколько необходима эта дорога, о которой
в период строительства было немало споров. Чтобы понять,
как нам повезло, надо покинуть Москву и посетить какой-нибудь
российский город. Так, питерские дворы, несмотря даже
на усилия городских властей хоть как-то поправить
дело в связи с грядущим празднованием 300-летия северной
столицы, иначе как «петербургскими трущобами» не назовешь.
В Нижнем Новгороде, который всего на 100 с лишним
лет моложе Москвы, о благоустройстве дворов говорить
не приходится — забота властей распространяется в
лучшем случае на исторические памятники и главные
улицы. Кажется, что последний раз хоть какие-то усилия
в этом направлении предпринимались в советскоевремя.
Поэтому москвичам следовало бы почаще вспоминать пословицу:
«Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Ведь
навести порядок раз и навсегда нельзя — надо постоянно
его поддерживать, исключив из числа естественных факторов,
разрушительно действующих на дворы, фактор человеческий.
Иначе все усилия районных властей пойдут прахом, выделенные
на эти цели средства в очередной раз окажутся «закопанными
в землю», а мы опять останемся у «разбитого корыта»,
то бишь двора...